Спросите любого, кто занимается обслуживанием и ремонтом автомобильных кондиционеров, в чем разница между климат-контролем и кондиционером, и ответ будет таким: климат-контроль позволяет поддерживать в салоне заданную вами температуру, а кондиционер только охлаждает воздух, но вы должны сами сделать его холоднее или теплее.

Кондиционер или климат-контроль — что выбрать, при покупке?

Хотя климат-контроль имеет больше преимуществ, чем кондиционер, благодаря возможности работать в автоматическом режиме, он, тем не менее, не ограничивается этой функцией. Имея несколько версий, климат-контроль может быть настроен на управление микроклиматом в определенных зонах салона автомобиля в соответствии с предпочтениями человека, сидящего в любой из них. В некоторых передовых системах датчики определяют интенсивность и даже угол наклона солнечных лучей. В ответ на данные датчиков в зону салона, находящуюся в непосредственном контакте с прямыми солнечными лучами, подается дополнительный воздух. Системы климат-контроля с датчиками качества воздуха определяют концентрацию угарного газа и оксидов азота в окружающем воздухе и при необходимости переключаются в режим рециркуляции, перекрывая поступление в салон избыточного газообразного воздуха.

Кондиционер или климат-контроль — что выбрать, при покупке?

Прошло почти два десятилетия с момента появления электроники, позволившей разработать системы климат-контроля. Но у любой медали, как известно, две стороны. Рука водителя делает то же, что и привод кондиционера, а также управляет климатом. Увеличилось количество датчиков, которые служат направляющими для блока управления, и теперь они гораздо сложнее. Как и в случае с конструктивной сложностью, здесь есть две стороны. Кондиционер стоит совсем не дешево, а климат-контроль – еще дороже. Система, имеющая больше возможных точек отказа, менее надежна. Система климат-контроля имеет эксплуатационные недостатки, такие как более низкая надежность и более высокая стоимость ремонта по сравнению с кондиционером.

Кондиционер или климат-контроль — что выбрать, при покупке?

Сходство между климат-контролем и кондиционером заключается в том, как первый и второй строят узлы, создающие прохладу, для которой первый и второй были разработаны. Тем не менее, это закрытая система, так как фреон циркулирует, меняя форму из жидкости в газ и обратно. Там можно найти элементы управления кабиной и дефлекторы, но основные узлы находятся под передней панелью и в моторном отсеке. Система состоит из компрессора, двух радиаторов: один, предназначенный для охлаждения воздуха, поступающего в салон, называется испарителем, другой, где охлаждается сам фреон – конденсатором, а также термостатического клапана и ресивера-осушителя, либо расширительного трубопровода и фреонового аккумулятора в другом варианте системы. Поэтому, когда речь идет об обслуживании и ремонте холодильного оборудования, нет никакой разницы между климат-контролем и кондиционером.

Кондиционер или климат-контроль — что выбрать, при покупке?

Определяющим фактором является фреон. Помимо хладагента, масло смазывает трущиеся части компрессора и удаляет влагу, которая при определенных условиях может перемещаться вместе с фреоном внутри системы, вызывая внутреннюю коррозию. Помимо отвода тепла от компрессора, фреон также способствует охлаждению, что важно, когда компрессор испытывает большую нагрузку.

Кондиционер или климат-контроль — что выбрать, при покупке?

Недостаток фреона наиболее вреден для компрессора, но слишком большое количество хладагента также может его повредить. Повышенное давление фреона приводит к повышенному износу трущихся частей компрессора, даже при достаточной смазке. В результате стоимость нового и оригинального компрессора для у.е. превышает сумму с тремя нулями. Следовательно, для ремонтных работ используются восстановленные или “подержанные” компрессоры, что позволяет снизить стоимость покупки запасной части от 80 до 200 у. е.

Кондиционер или климат-контроль — что выбрать, при покупке?

Конденсатор и металлические трубопроводы также подвержены повышению давления, вызванному избытком фреона. Во-первых, конденсатор и его трубопроводы подвержены внешней коррозии от грязи и рассола, а также повышенному давлению, пробивающему металл изнутри из-за коррозионных полос металла. Это приводит к преждевременной утилизации конденсатора.

Кондиционер или климат-контроль — что выбрать, при покупке?

Новый радиатор кондиционера стоит столько же, сколько бывший в употреблении компрессор.

Кондиционер или климат-контроль — что выбрать, при покупке?

Вот почему важно не ждать, пока ваш кондиционер перестанет охлаждать, а проверять уровень фреона в системе хотя бы раз в год, даже если она работает исправно.

Кондиционер или климат-контроль — что выбрать, при покупке?

Предпочтительно не иметь дело с “частными дилерами”, предоставляющими услуги по заправке кондиционеров, а иметь дело с крупными сервисными станциями с установками, которые могут определить точное количество фреона, имеющегося в системе, при этом заправка производится по всем стандартным правилам.

Кондиционер или климат-контроль — что выбрать, при покупке?

Если система перестала охлаждать, что привело к потере фреона, необходимо срочно провести проверку герметичности. Существует множество способов – вакуумирование, галоид, ультрафиолет. Какой бы инструмент ни использовали специалисты для обнаружения утечки – это не имеет значения. Крайне важно найти отверстие и устранить его, потому что вытекший фреон будет поглощаться грязью и влагой. Это приведет к повышенному износу компрессора, а также к коррозии внутри системы.

Кондиционер или климат-контроль — что выбрать, при покупке?

Дегидраторы, содержащие фильтры и пакеты силикагеля, получают повреждения из-за утечек. При отсутствии осушения терморегулирующий клапан кондиционера замерзает, что приводит к нестабильной работе. Кроме того, он может закиснуть из-за коррозии. Когда грязь забивает ресивер, компрессор испытывает большую нагрузку, что увеличивает нагрузку.

Кондиционер или климат-контроль — что выбрать, при покупке?

Существуют модели, позволяющие заменять только картридж с силикагелем, который стоит дешевле, вместо приемника-осушителя.

Кондиционер или климат-контроль — что выбрать, при покупке?

В герметичной системе, заполненной нужным количеством фреона, большинство ее узлов не испытывают беспокойства довольно долгое время. А вот подшипники шкива компрессора могут исчерпать свой ресурс за 4-6 лет. Среди некоторых автовладельцев бытует мнение, что чем реже включать кондиционер, тем дольше он прослужит. Но подшипник шкива вращается всегда, независимо от того, включен кондиционер и климат – контроль или нет, а включать его нужно чаще, просто чтобы поддерживать работоспособность холодильного оборудования. Со временем трущиеся детали сливают масло, которое скапливается в нижних точках системы. В течение некоторого времени после включения он может работать в режиме сухого трения, пока фреон не разгонит масло по всей системе. Кроме того, датчик безопасности может предотвратить запуск агрегатов в сильный мороз, предотвращая проникновение инея. В первую очередь это касается кондиционеров, в отличие от климатических установок, которые также используются в качестве отопителей салона. В конце концов, речь идет о том, чтобы воспользоваться любым подходящим случаем, например, оттепелью, проездом через автомойку.

Кондиционер или климат-контроль — что выбрать, при покупке?

Периодически смывайте соль и грязь с радиатора и труб струей воды для предотвращения внешней коррозии. Кроме того, забитый грязью, насекомыми и тополиным пухом конденсатор препятствует поступлению достаточного количества воздуха к расположенному перед ним радиатору системы охлаждения, что может привести к перегреву двигателя.

Кондиционер или климат-контроль — что выбрать, при покупке?

Перед конденсатором хорошо проложить сетку, чтобы защитить его от мусора. Также рекомендуется покрасить конденсатор и трубки нитроэмалью, но эмаль должна быть матово-черной и тонкопленочной, чтобы она не выступала в качестве теплоизолятора.

Кондиционер или климат-контроль — что выбрать, при покупке?

Обслуживание второго радиатора системы заключается в замене салонного воздушного фильтра не реже одного раза в год. Испаритель может подвергаться только коррозии, но влага, которая конденсируется в нем, отгоняется.

Кондиционер или климат-контроль — что выбрать, при покупке?

Грязь помогает дистиллированной воде стать электролитом и вызвать коррозию. Кроме того, грязная среда способствует не только коррозии, но и росту бактерий. Именно им воздух, поступающий в салон, обязан появлением неприятного запаха. Другим недостатком слишком частой замены фильтра является увеличение сопротивления воздушного потока, что повышает нагрузку на двигатель вентилятора кабины.

Кондиционер или климат-контроль — что выбрать, при покупке?Кондиционер или климат-контроль — что выбрать, при покупке?

Пока вентиляторы кабины и конденсатора, датчики, сервоприводы работают нормально, могут возникать окисление в контактах, обрыв проводки, перегорание электрических элементов в блоках управления, проблемы со щеточными узлами приводных двигателей, люфт в подшипниках, заклинивание заслонок. Все эти нюансы проявляются индивидуально, в зависимости от пробега, состояния и условий эксплуатации каждого конкретного автомобиля, а также модели автомобиля или, точнее, конструктивных и качественных особенностей изготовления этих узлов, влияющих на их надежность и долговечность.

Кондиционер или климат-контроль — что выбрать, при покупке?

Сергей БОЯРСКИХ

Фото автора
hyundai-creta-club.ru