- Как почистить дроссельную заслонку (общие принципы)
- Как проверить места, в которых может возникнуть подсос воздуха?
- Как работает дроссельная заслонка?
- Как часто нужно чистить дроссельную заслонку
- Когда чистить, а когда заменять дроссельную заслонку?
- Минусы очистки дроссельной заслонки
- Оседание пыли
- Принцип действия
- Рекомендации
- Характерные симптомы неисправности
Как почистить дроссельную заслонку (общие принципы)
Возможны два варианта чистки: без снятия узла и после демонтажа. В первом случае эффективность удаления нагара будет минимальной. Чистка без снятия проводится исключительно в крайних случаях, так как нагар снимается только с заслонки, а отложения на стенках и воздушных каналах остаются.
Полная очистка даёт более ощутимый эффект. Работы начинаются со снятия узла, который расположен между впускным коллектором и воздушным фильтром.
На автомобилях разных производителей работы могут отличиться, но не существенно. На большей части транспортных средств это происходит следующим образом
- Гофра связывает заслонку с фильтром очистки воздуха: её необходимо снять в первую очередь;
- Далее, отключаем датчик положения дроссельной заслонки и абсолютного давления (если имеется и установлен на авто);
- Потом нужно выдавить груз, который фиксирует трос педали акселератора
- демонтируем (отсоединяем) патрубки с охлаждающей жидкость. На этом этапе работы нужно проводить весьма осторожно. Если силовой агрегат полностью не остыл, то горячие капли технической жидкости при попадании на кожу человека могут вызвать ожог, помните об этом;
- Отсоединяем вентиляционные шланги картерных газов и абсорбера;
- После чего необходимо отвернуть крепления дроссельного узла и демонтировать его.
- Сняв механизм, откручиваем регулятор холостого хода Его промывка и очистка весьма желательна. Чтобы промыть весь узел необходимо использовать специальные средства.
Не забывайте! Перед промывкой узла с использованием химических средств обязательно снимите все резиновые элементы, чтобы не допустить их деформации.
Промывка дроссельной заслонки возможна с использованием бюджетных моющих средств («Карбаклинер») и более эффективных, но дорогих.
Как проверить места, в которых может возникнуть подсос воздуха?
- При помощи солярки пролейте места посадки форсунок;
- Отсоедините ДМРВ от корпуса воздушного фильтра и прикройте его рукой. После этого гофра должна немного съёжиться и в лучшем случае из-за того что прекратился подсос воздуха двигатель заглохнет;
- Отсоедините все кроме дроссельной заслонки и закройте её рукой. После этого из-за того что прекратился подсос воздуха двигатель также должен заглохнуть;
- Опрыскивайте карбклинером места, в которых происходит подсос воздуха.
Как работает дроссельная заслонка?
ДЗ является элементом топливной системы двигателя, работающего на бензине. Основная задача ее заключается в дозированной подаче воздуха, подающегося в цилиндры двигателя внутреннего сгорания, и формирования топливной смеси. Устанавливается этот элемент после воздушного фильтра и перед впускным коллектором.(более подробно написано в этой статье)
Фактически ДЗ используется как воздушный перепускной клапан. Если она находится в открытом положении, то никакого избыточного давления во впускной системе нет. Если же заслонка закрывается, то в системе формируется отрицательное давление.
Есть два основных способа управления дроссельной заслонкой:
- механический;
- электрический.
Рассмотрим оба варианта работы механизма.
Как часто нужно чистить дроссельную заслонку
Как часто чистить дроссельный узел, четких рекомендаций нет, многие автовладельцы обращаются в автосервис лишь при возникновении каких-либо проблем с мотором. Есть мнение, что очищать дроссель от копоти и шлака следует через 40-50 тысяч километров пути, кто-то считает, что очистка деталей необходима через 30-40 т. км.
Забивается ДЗ черным нагаром из-за низкого качества топлива, также на дросселе могут образоваться маслянистые отложения. Если заслонка закоксовывается копотью с маслянистыми примесями, это означает, что есть проблемы с поршневой группой или засорилась вентиляция картерных газов.
Когда чистить, а когда заменять дроссельную заслонку?
Исправность топливной системы в первую очередь отвечает за правильную работу при движении автомобиля.
Дроссель – что это и за что отвечает? Один из элементов системы впуска, регулирующий доступ воздуха к двигателю. Дроссельная заслонка связана с педалью газа, которая определяет ее открытие. Чем шире отверстие дроссельной заслонки, тем больше воздуха может попасть в камеру сгорания в виде топливно-воздушной смеси. Исходя из положения дроссельной заслонки, а также нагрузки двигателя, подбирается соответствующая доза топлива. В двигателях с карбюратором она была частью карбюратора, в автомобилях с форсунками это отдельный элемент.
Раньше для соединения педали акселератора с дроссельной заслонкой использовался металлический кабель, сегодня в основном это дроссели с электронным управлением. В современных системах используется датчик TPS, то есть потенциометр, информирующий о положении дроссельной заслонки. После выпуска газа заслонка полностью закрывается и остается герметичной. Однако, чтобы двигатель не глохнул в неподвижном состоянии и на холостом ходу, для обеспечения воздушного потока используется электронный шаговый двигатель.
Симптомы поврежденной дроссельной заслонки. Любые нарушения, связанные с работой дроссельной заслонки, можно четко почувствовать во время движения. Например, может ухудшиться реакция на педаль акселератора. Прыгающий дроссель будет проявляться в рывках двигателя, резком ускорении или замедленной реакции на нажатие педаль газа.
Заглохший двигатель при движении на светофоре и высокие обороты холостого хода часто вызваны отказом дроссельной заслонки. Это происходит, когда она повреждена или загрязнена. Чистка помогает в большинстве случаев, но не устраняет всех неисправностей, таких как сломанный датчик TPS, который находится на противоположной стороне пружины, закрывающей дроссельную заслонку.
О чем свидетельствует масло и пыль в дроссельной заслонке? Дроссель расположен на впускной системе, которую следует содержать в чистоте. Следы масла или пыли на дроссельной заслонке указывают на то, что воздух, поступающий во впускной коллектор, не фильтруется должным образом воздушным фильтром. Конечно, это может быть связано с повреждением самого фильтра. Старый, грязный или поврежденный фильтр пропускает многие загрязнения, например, на дроссельной заслонке или расходомере. Хуже, когда они попадают в камеру сгорания и повреждают двигатель. Масло в дроссельной заслонке часто встречается в автомобилях, оснащенных спортивным коническим воздушным фильтром. Он требует осторожности для эффективной работы и часто не справляется со своей задачей.
Еще один источник загрязнения – утечки во впускной системе. Узнать их можно по характерному свисту, который появляется при нажатии на педаль газа. Однако, не следует путать его со свистом турбокомпрессора. Утечки во впускном коллекторе проявляются также стрельбой из выхлопа и волнообразными оборотами двигателя.
Как и чем чистить дроссельную заслонку? Лучший способ очистить деталь – снять ее с системы впуска. Очистить дроссельную заслонку не разбирая ее можно, но хороших результатов это не даст. Очиститель дроссельной заслонки должен автоматически растворить черный налет и обнажить оголенный металл. В дополнение к специальному очистителю дроссельной заслонки можно использовать очиститель EGR, расходомера или бензин. Чтобы удалить более толстый слой грязи, используйте мягкую щетку или микрофибру.
Специальная подготовка не только удалит грязь, но и оставит защитный слой, который предотвратит повторное налипание грязи. Также следует проверить состояние расходомера и заменить воздушный фильтр на новый. Если в дроссельной заслонке было много мусора, следует выполнить проверку на герметичность впускной системы.
Замена или чистка дроссельной заслонки? Если очистка не решила проблему, скорее всего причина неисправности кроется в самой дроссельной заслонке. Во многих ситуациях виноват неисправный датчик TPS. Он истирается во время работы и посылает неправильный сигнал положения клапана, поэтому двигатель не может регулировать дозу топлива. Это, например, замедленная реакция на нажатие педали акселератора.
Датчики TPS не подлежат разборке, только полной замене. Конечно, их можно уменьшить вдвое и временно обновить путем распыления токопроводящего препарата, но это лишь сиюминутная мера. Лучше всего сразу заменить датчик на новый, тем более, что стоит он недорого.
Подобные симптомы повреждения дроссельной заслонки также могут быть вызваны другими неисправностями, например, повреждением клапана рециркуляции или изношенными свечами зажигания. В некоторых автомобилях используются дроссельные заслонки со встроенным несъемным датчиком положения заслонки, поэтому ремонт обойдется намного дороже. Замена дросселя очень легка, и вы можете сделать это самостоятельно. Просто отсоедините блок дроссельной заслонки и снимите элемент с впускной трубы.
Минусы очистки дроссельной заслонки
Все негативные последствия очищения дросселя связаны с неправильно выполненной процедурой. Часто это происходит, когда работу производит сам владелец машины или неопытный мастер сервисной мастерской. Наиболее распространенные ошибки, влекущие за собой недостатки в работе дросселя:
- Поверхностная очистка дроссельной заслонки, без полного разбора всего модуля. Удаляется только малая часть грязи, и нормальная работа заслонки не восстанавливается.
- Использование жесткой щетки, вместо мягкой ветоши. Механизм покрыт тонким слоем молибдена, который улучшает прохождение воздушного потока. Счищая нагар твердым предметом, легко можно повредить полезное напыление из молибдена.
- Пренебрежение процедурой регулировки дросселя после очистки. Модулю с электронным управлением необходимо дополнительное обучение, чтобы скорректировать функциональность.
- Чистка механизма с приложением силы. Может привести к повреждению датчиков положения дроссельной заслонки.
- Использование домашних средств из бытовой химии, не предназначенных для чистки автомобильных механизмов.
Работы по очистке дросселя, выполняемые профессиональными ремонтниками, требуют финансовых расходов. Этот фактор тоже можно отнести к минусам процедуры.
Оседание пыли
Там то и происходит смешивание масляной пыли с пылью обычной. Эта чёрная, липкая масса и оседает в рабочем пространстве дросселя, через которое воздух идёт в двигатель. Образовавшийся слой влияет на диаметр, а следовательно, и на пропускную способность дросселя.
Это влияет на работу двигателя, его реакцию на резкое нажатие педали газа. Кроме того, маслянистая смесь может попасть на КХХ, что неблаготворно влияет на ход холостых оборотов. Поэтому и нужно чистить дроссель от нежелательных образований внутри её.
Принцип действия
Дроссельная заслонка играет роль специального клапана. Когда он открыт, давление в системе впуска приравнено к атмосферному давлению. При закрытом клапане — понижается до показателей вакуума. Заслонка комплектуется одним из двух вариантов управления:
- Механический привод (для бюджетных машин). Дроссельный клапан связан с педалью газа тросом из металла.
- Электрический привод (для современных моделей). В этом случае применяется электронная система, которая может влиять на значение крутящего момента двигателя. Также при данном типе управления снижается расход топлива.
Блок управления мотором принимает сигнальные импульсы от рабочих датчиков и превращает их в регуляторы воздействия на работу дроссельной заслонки.
Узел дроссельной заслонки включает в себя корпус, клапан, электрический двигатель, редуктор, возвратно-пружинный механизм и датчики состояния. Для обеспечения надежной работы модуля применяется пара датчиков положения дроссельной заслонки. Эти функции осуществляют потенциометры, имеющие скользящий контакт или магниторезистивный бесконтактный датчик.
Рекомендации
Наиболее разумным будет доверить работы по очищению дроссельной заслонки мастерам автосервиса. Если по каким-то причинам водитель принимает решение провести данную процедуру самостоятельно, то у него есть два варианта очищения:
- Поверхностная чистка. Демонтаж узла не выполняется, а грязь удаляется только с видимой поверхности при помощи тряпки, смоченной в растворе. Способ простой, но малоэффективный.
- Глубокая чистка. Специальными инструментами производится полный разбор модуля заслонки. На все детали наносится растворитель, затем ветошью его удаляют вместе с грязью. После сборки узла обязательно проверяется корректность работы клапана.
Применять можно только специальные чистящие средства, предназначенные для использования в автомобилях!
Характерные симптомы неисправности
И так теперь давайте рассмотрим основные признаки которые указывают на неисправность дроссельной заслонки:
- Небольшое затруднение во время запуска двигателя;
- Чувствуются провалы или рывки во время функционирования двигателя;
- Достаточно маленькая мощность;
- Частое возникновение детонации;
- Проваливания, задерживания и подёргивания;
- Функционирование двигателя с небольшими перебоями;
- Увеличение топливного расхода;
- В системе выпускания выхлопных газов при переработке бензина возникает специфический бензиновый запах;
- Неустойчивость при функционировании двигателя, а во время работы на холодном ходу остановка;
- Иногда самовоспламеняется топливная смесь;
- Во впускном трубопроводе или глушителе слышны некие хлопки.
Если вы обнаружили, какую-то из вышеперечисленных неисправностей, но системой самодиагностики не определяется код поломки по датчику расположения дроссельной заслонки, не нужно делать поспешные выводы и менять его. В таком случае обнаруженные вами неисправности могут создаваться абсолютно другими причинами.