Что привезти с Крита: ТОП-12 сувениров греческого острова

Что привезти с Крита: ТОП-12 сувениров греческого острова Эксплуатация

Начало боёв на море

Вечером 20 мая соединение С контр-адмирала Кинга (два крейсера и три эсминца) вышло для ночного поиска десантных судов противника у северо-восточного побережья Крита. Действовавшее вместе с ним соединение Е (три эсминца) должно было обстрелять итальянский аэродром на острове Скарпанто.

В 20:40 корабли были атакованы сначала итальянскими самолётами-торпедоносцами, а затем шестью торпедными катерами. Обе атаки не удались, итальянцы потерь не понесли. Ночью эсминцы обстреляли Скарпанто, а затем осмотрели бухты на восточном побережье острова, не обнаружив там никаких следов десанта. На аэродроме Скарпанто в результате обстрела были повреждены два бомбардировщика Do.17.

Почему для обстрела аэродрома, с которого велись атаки на Крит, были отправлены не крейсера, а лишь три эсминца, имевшие в общей сложности шестнадцать 120-мм орудий? Участие крейсеров в ночном поиске не было обязательным — противник не имел здесь кораблей крупнее итальянского миноносца.

Зато восемь 152-мм орудий крейсера «Перт» или даже десять 133-мм орудий крейсера «Наяд» могли нанести вражескому аэродрому куда более существенный урон. Но, судя по всему, британские моряки пока не воспринимали немецкую авиацию как серьёзного противника.

Неудача морской высадки 21 мая не остановила немцев. Ещё до рассвета следующего дня с острова Милос на Крит вышел второй конвой — 38 небольших судов в сопровождении итальянскогоминоносцаSagittario. Конвой направлялся в Ираклион, на нём находились боеприпасы и предметы снабжения, а также 2-й батальон 100-го горного полка.

Про Крету:  hyundai creta брелок на АлиЭкспресс — купить онлайн по выгодной цене

Адмирал Каннингем приказал своим флагманам не прекращать дневного поиска на море, поэтому утром контр-адмирал Кинг не развернул свое соединение С на юг, как сделал это накануне, а двинулся на север к острову Милос. Теперь у Кинга было восемь кораблей: лёгкий крейсерHMAS Perth, крейсера ПВО HMS Naiad, HMS Calcutta и HMS Carlisle, эсминцыHMS Kingston, HMS Kandahar, HMS Nubian и HMS Juno.

Увы, у старого HMS Carlisle была неисправна машина, поэтому он мог держать скорость лишь в 20 узлов. Таким образом, этот корабль оказался скорее обузой для соединения, несмотря на свои восемь 102-мм зенитных орудий с централизованной системой управления огнём.

С 7 часов утра (по Гринвичу) начались спорадические налёты немецких бомбардировщиков, но особого ущерба от них пока не было, и Кинг двигался вперёд. В начале одиннадцатого британское соединение обнаружило немецкий конвой, успевший уйти от Милоса всего на 20 миль.

С дистанции в 70 каб британцы открыли огонь. Конвой сразу же повернул обратно, крейсера бросились за ним, а Sagittario успел выпустить по англичанам торпеды. Но тут вновь появились немецкие бомбардировщики — Ju.88 с аэродрома в Элевсисе и Do.17 из Татоя.

Опасаясь атак с воздуха, Кинг приказал прекратить погоню и двинулся на запад навстречу линейным силам вице-адмирала Роулингса. Встретиться предполагалось около половины четвёртого возле острова Китера северо-западнее от Крита. Позднее и Черчилль, и Каннингем критиковали Кинга за отказ от уничтожения конвоя.

Тем временем воздушные налёты продолжались. Первоначально немцы не имели успеха, а британцам удалось сбить два «Юнкерса», но около полудня сразу несколько бомб взорвались в воде рядом с флагманом Кинга крейсером HMS Naiad. Две башни были выведены из строя, обшивка корпуса повреждена, внутрь корабля стала просачиваться вода, и несколько отсеков оказались затоплены. Скорость крейсера снизилась до 18 узлов.

Вскоре крейсер HMS Carlisle получил бомбу прямо в мостик, командир корабля кэптен Хэмптон погиб. На крейсере HMAS Perth от близких разрывов вышла из строя система управления огнём. В 12:25 Кинг по радио сообщил Роулингсу о том, что флагман повреждён и ему требуется помощь.

12 самых оригинальных подарков с крита по версии туристов

Содержание:

Возвращаясь с отдыха, хочется увезти с собой не только приятные эмоции, но и какой-нибудь трофей. Сувенир — это и есть тот самый трофей, который служит маяком для нашей памяти. Из Греции можно привезти много интересного, но самые лучшие сувениры продаются не везде. Остров Крит — это уникальное историческое место, позволяющее взять домой частичку культурного наследия.   

Однако оливки сами по себе представляют не такой большой интерес, как масло, сделанное из них. 

Как выбрать лучшее масло из бесконечно большого разнообразия? Хорошей идеей будет заглянуть в самый обыкновенный супермаркет, коих предостаточно на Крите, так как в сувенирных лавках масло гораздо дороже, чем в магазинах. Также обратите внимание на этикетку: там должны быть надпись «Extra Virgin», а процент кислотности не должен превышать 1%. Чтобы не беспокоиться о том, что содержимое прольётся в вашей сумке по дороге домой, можно купить масло в металлическом контейнере. 

Нет более полезной сладости, чем мёд. На острове производством мёда занимаются монастыри. Чем же он так хорош? Не только качеством, но и разнообразием. На выбор есть: лавандовый, из шалфея, тимьяна, с орешками и без. Купить их можно, как и всё съедобное, в магазине, где дешевле. 

Также приобрести сладкий сувенир можно у торговцев на улице. Это выйдет дороже, но зато, в отличие, от супермаркета, они повсюду.

Сыр и Греция – сразу вспоминается салат «Греческий» с добавлением сыра фета. Этот сыр является традиционным в Греции и делается из овечьего молока. 

Этот вид сыра – отличная закуска к белому сухому вину, которое также можно купить на острове.

Но не одним лишь сыром фета может порадовать Крит. В магазинах также есть мизитра и анфотиро — тоже традиционные сыры Греции. Сыров великое множество, и не только греческих. На прилавках можно найти даже швейцарский грюйер. 

Но все эти сыры можно купить и в других уголках Греции. А что на счёт критских сыров? Такой тоже есть: называется гравьера и делается из овечьего молока. На вкус сладок и пахнет карамелью. Если вы решите привезти сыр с острова домой, то лучше покупать его в день отъезда. 

Греческая анисовая водка Узо — это то, что после пробы вы либо полюбите, либо больше никогда не нальёте себе. Напиток своеобразен и имеет особенный вкус и аромат. 

Среди крепкого алкоголя особого внимания заслуживает Метакса – смесь бренди и вина. Цены на него зависят от выдержки и тары. Если покупать алкоголь в подарок, то можно выбрать тары с необычной формой.

Раки – балканский напиток, который делается из виноградного сырья и выдерживается в дубовых бочках. Как правило, в ресторанах его предлагают уже после трапезы. Если раки придётся вам по душе, то её без труда можно привезти с собой, поскольку можно купить в маленьких бутылочках. 

Ужасно, когда есть вкусный сыр и лучшие оливки, но нет хорошего вина. Крит о таких проблемах не знает. На острове вино производят ещё с давних времён, но вывозить в другие страны его начали сравнительно недавно. Вино — это один из лучших вариантов того, что можно привезти с Крита. Самые лучшие отзывы имеет винодельная «Douloufakis Winery», которая находится недалеко от города Ираклион.  

На Крите можно приобрести немало сувениров, сделанных из кожи. Наибольшей популярностью пользуются сапоги. На Крите вам могут сделать уникальные сапоги, специально под ваши требования и размеры. И при этом они не обойдутся вам слишком дорого.

Помимо сапог, можно приобрести кошельки, сандалии, сумки, браслеты и другие уникальные вещицы. 

Традиционная косметика Крита и оливковое масло не могут существовать друг без друга. Из оливкового масла делают лечебные бальзамы для волос и кожи.

Также можно найти мыло, скрабы, гели и много чего ещё. Лечебные средства лучше всего покупать в местных аптеках, как это делают местные. А вот ароматические – в самых обыкновенных магазинах. 

Из косметики — это, пожалуй, самый недооценённый выбор. Натуральная морская губка отлично пенится, даёт эффект пилинга и массажа, и никак не вредит коже за счёт своей мягкости. 

Изделия из керамики не самая дешёвая покупка. Но если вспомнить, как давно их делают на Крите, и то, что многие мастера по-прежнему изготавливают их традиционным способом, то может возникнуть желание приобщиться к культуре и приобрести для себя, например, амфору или хотя бы горшочек. Самые старые керамические изделия, найденные на Крите — это минойские вазы, которые использовали для перевозки оливкового масла, их создали 7 тысяч лет до н. э.  

Но одно дело купить готовое, другое – сделать самостоятельно. И у вас будет такая возможность. Вы можете попробовать сделать своими руками вазу, амфору или даже скульптуру в лавках мастеров, которые дают мастер-классы.

Если вы хотите приобрести украшение из золота или серебра, то Крит удивит вас широким выбором.

Самое большое количество ювелирных магазинов в Ретимно. Если же говорить о ценах, то большая конкуренция не даёт ценам быть слишком большими, но и низкими их назвать сложно. Зато любители греческой стилистики в украшениях останутся довольны. 

Чаша интересна своим строением, которое выливает всё содержимое, если заполнить выше определённой черты. Есть мнение, что Пифагор придумал эту чашу для рабов, чтобы те наливали себе равные объёмы, когда была нехватка воды. Вне зависимости от того, так это было или нет, сейчас чаща играет исключительно декоративную роль и порадует всех любителей инженерных изобретений. 

К таковым относятся преимущественно иконы. Иконы делаются вручную и могут иметь как деревянную оправу, так и серебряную. Особый лоск — это заказать икону непосредственно у иконописца, которого несложно найти на острове. Что интересно, это обойдётся даже дешевле. Однако для вывоза иконы потребуется особое разрешение. 

Эмоции, множество фото и то, что перечислено выше — это ещё не всё. Как насчёт шуб? Шубы, пожалуй, меньше всего ассоциируются с Грецией. Но здесь они продаются по значительно меньшей цене, чем в России или другой стране СНГ. Купить их можно абсолютно в любом городе на острове. 

Замысел операции

Штаб 4-го воздушного флота люфтваффе, который поддерживал наступление вермахта на Балканах, ещё до завершения оккупации материковой Греции выступил с инициативой захвата острова Крит. Первоначальный план будущей операции был направлен командующим корпуса Александром Лером в Берлин Герману Герингу.

Идея подчинённых Герингу понравилась, однако Верховное командование вермахта в своих планах отдавало предпочтение операции против Мальты. 20 апреля, после совещания с командиром 11-го авиационного корпуса генерал-лейтенантом Куртом Штудентом, Адольф Гитлер высказался в пользу операции на Крите. Историк М.

Шарп полагает, что на решение Гитлера повлияли два ключевых фактора—возможность ликвидировать опасность бомбардировок британской авиацией нефтяных полей Плоешти в Румынии и необходимость создать на Крите передовую базу, с которой можно было бы осуществлять наступательные воздушные и морские операции, а также поддержать итало-германское наступление на Египет.

Спустя пять дней Гитлер подписал Директиву N28 по проведению операции «Merkur». Согласно Директиве проведение операции к нескрываемому удовольствию Геринга поручалось люфтваффе. Начало операции было намечено на 16 мая. Подготовка и проведение «Операции Меркурий» возлагалось на Александра Лера.

План штаба 11-го авиационного корпуса люфтваффе предполагал одновременную высадку парашютного десанта и посадку десантных планеров в семи точках острова Крит: первая волна десантников высаживалась в Малеме и Канеа, вторая — в Ретимноне (современный Ретимно).

15-тысячная группировка десантированных войск должна была объединить захваченные плацдармы встречными ударами. На второй день на остров должны были быть переброшены по воздуху части 5-й горнострелковой дивизии с более тяжёлым вооружением, на уже захваченные три аэродрома.

Третья волна наступающих — всего 6 тыс. чел. — при поддержке итальянских сил переправлялась на Крит морем и высаживалась в портах и удобных бухтах острова. В третьей волне на остров доставлялись тяжёлая техника и вооружение, включая танковые части 31-го танкового полка, полевые и противотанковые орудия, боеприпасы, продовольствие, медикаменты и прочее.

Высадку десанта поддерживал 8-й авиационный корпус Люфтваффе в составе 716 самолётов — разведчиков, истребителей и бомбардировщиков, которые должны были действовать как против гарнизона острова, так и против сильной военно-морской группировки британского флота, прикрывавшей Крит. Конвой от Кригсмарине осуществлял контр-адмирал Карл Георг Шустер.

Проблемы с тыловым обеспечением заставили перенести дату операции на 20 мая. К этому времени силы люфтваффе захватили господство в воздухе над Критом. Однако, к началу операции не удалось перебросить, как планировалось, парашютно-десантные подразделения 8-го авиационного корпуса из Плоешти, где они охраняли румынские нефтяные поля.

За штурм острова отвечал 11-й авиационный корпус Курта Штудента, который выступил инициатором операции против Крита. В составе ударной группировки было 10 воздушно-транспортных авиакрыльев — всего 500 транспортных самолётов Ju 52 и 80 планеров DFS 230, для доставки десанта с аэродромов материковой Греции.

Из радиоперехватов и данных своей разведки на материковой Греции англичане знали о подготовке десантной операции противника. Королевский британский военно-морской флот, который базировался на бухту Суда сильно страдал от непрерывных бомбардировок авиацией Люфтваффе, а единственный авианосец англичан ещё в ходе боёв за Грецию потерял большую часть палубной авиации и не мог обеспечить эффективной защиты острова с воздуха.

За день до начала немецкой операции по высадке на Крит командующий гарнизоном острова генерал-майор Бернард С. Фрейберг отослал свои самолёты с острова, полагая, что британские военно-морские силы и гарнизон, включавший Новозеландскую дивизию, имеет возможность удержать Крит и уничтожить десант.

Налёт люфтваффе на бухту суда

Вечером 22 мая из Александрии на Крит вышли два конвоя с подкреплениями и снабжением. Быстроходный крейсер-минзаг HMS Abdiel вместе с эсминцами HMS Jaguar и HMS Defender шёл в бухту Суда с грузом боеприпасов.

Штурмовой транспорт Glenroy принял на борт штаб 16-й пехотной бригады, 900 солдат и 18 автомашин — под прикрытием крейсера ПВО HMS Coventry и шлюповHMS Flamingo и HMS Auckland он должен был разгрузиться в Тимбакионе, а оттуда войска направлялись в Ираклион.

Без сомнения, свежие силы обеспечивали генералу Чеппелу возможность быстро разгромить немецкий плацдарм — после трёх дней боёв в строю здесь вряд ли оставалось более тысячи парашютистов. Таким образом, восточная часть острова прочно осталась бы за англичанами.

Конвой уже прошёл большую часть пути, когда незадолго до полудня 23 мая Каннингем после совещания с британским командующим на Среднем Востоке генералом Уэйвеллом отдал кораблям приказ вернуться в Александрию. Узнав об этом, из Лондона командующему флотом приказали продолжить операцию по высадке подкреплений.

Однако тут Каннингем проявил несвойственную ему нерешительность. В 16:00 Glenroy вновь получил приказ двигаться на север и ночью высадить войска в Тимбакионе, но в 18:37 Каннингем сообщил Адмиралтейству, что транспорт не успеет разгрузиться до утра, и высадка будет отменена — так была упущена последняя возможность переломить ход событий на Крите.

К этому времени возле Крита оставались только эсминцы — пять кораблей 5-й флотилии кэптена Маунтбеттена и три корабля 10-й флотилии кэптена Уоллера. Ещё два эсминца и маленький крейсер-минзаг шли в бухту Суда с боеприпасами из Александрии. При этом флотилия Маунтбеттена оказалась рассеяна:

HMS Kelly и HMS Kashmir ночью обстреливали Малеме, HMS Kipling держался мористее и ремонтировал рулевую машину, HMS Kelvin и HMS Jackal после ночной разведки бухты Кания ушли на юг и уже находились вне радиуса действия немецкой авиации.

Сразу после восхода солнца не успевшие отойти далеко HMS Kelly и HMS Kashmir попали под удар немецких самолётов возле острова Гавдос. Сначала их атаковали горизонтальные бомбардировщики, а около 8:00 появились 24 пикировщика Ju.

87 из 1-й группы 2-й штурмовой эскадры. За следующие полчаса оба эсминца были потоплены (подоспевший «Киплинг» поднял из воды всех, кого смог). До 13:00 отважный корабль выдержал четыре десятка атак, после чего 17-узловым ходом ушёл в Александрию. Ему удалось спасти половину экипажа HMS Kelly (включая лорда Маунтбеттена) и 115 человек с HMS Kashmir, погибло 212 человек.

В бухте Суда этим днём царил настоящий ад — немецкие самолёты, теперь не имевшие целей на море, переключились на британскую базу. Атаками с воздуха был подожжён один танкер и потоплены четыре грузовых судна, а также все пять торпедных катеров 10-й флотилии капитан-лейтенанта Пика, недавно переброшенных на Крит. Немцы потеряли всего два бомбардировщика.

Налёты прекратились лишь к ночи. Уже после наступления темноты в бухту прибыли и благополучно разгрузились HMS Abdiel, HMS Jaguar и HMS Defender. Крейсер-минзаг доставил на остров 195 коммандос из батальона «А» войск специального назначения, они сразу же были отправлены на передний край.

Кроме того, корабль выгрузил 80 т медикаментов и боеприпасов. Взяв на борт 60 раненых, в 2:40 HMS Abdiel вышел из Суды и быстро покинул опасную зону благодаря 40-узловой скорости. Эсминцы забрали с собой 250 человек из вспомогательного состава базы.

Объединение британских эскадр

На этот момент линейные силы Роулингса (соединения А1 и В) состояли из линкоров HMS Warspite и HMS Valiant, лёгких крейсеров HMS Gloucester и HMS Fiji, а также семи эсминцев.

Получив сообщение Кинга, Роулингс двинул свои корабли навстречу соединению С. Главной проблемой британцев была нехватка зенитного боезапаса у крейсеров: на HMS Gloucester его оставалось лишь 18%, на HMS Fiji — 30%.

Эскадры встретились около 13:30, перед этим соединение Роулингса также подверглось немецкой атаке. В линкор HMS Warspite попало несколько бомб — с Ju.87 из 2-й группы 2-й штурмовой эскадры, а также с Me.109 из 8-й эскадрильи 77-й истребительной эскадры.

Однако худшее было впереди. По непостижимой британской системе старшинства контр-адмирал Кинг оказался выше по должности, чем командир соединения линкоров вице-адмирал Роулингс, поэтому принял на себя командование объединённым отрядом. Кинг решил не отходить на юг, а пунктуально выполнить распоряжение Каннингема — продолжать поиск конвоев и судов, идущих на Крит.

Формально правильное решение в итоге привело к тяжёлым последствиям. Было бы гораздо лучше, если бы корабли оказали огневую поддержку британским войскам на подступах к Кании. В частности, они могли обстрелять с моря аэродром Малеме — спустя полтора года японцы будут жертвовать за такую возможность не только крейсерами, но и линкорами.

Вступив в командование объединённой эскадрой, Кинг почти сразу выслал эсминец HMS Greyhound для перехвата небольшого греческого судна возле острова Антикитера. Эсминец потопил каик, но в 13:51 был атакован сразу восемью пикировщиками.

В корабль попало три бомбы, и он быстро затонул кормой вперёд, даже не успев спустить шлюпки. Немецкие истребители расстреливали британских моряков уже в воде. Погибло 84 человека, большую часть экипажа удалось спасти, но весьма дорогой ценой.
Кинг сразу же отправил для спасения моряков эсминцы HMS Kingston и HMS Kandahar из своего соединения «В», а для их прикрытия — крейсера HMS Gloucester и HMS Fiji.

На эсминцах снаряды также начали подходить к концу, и Кинг приказал Роулингсу держать свои линкоры поближе к крейсерам, чтобы прикрыть их зенитным огнём (из-за этого скорость эскадры снизилась до 18 узлов). Одновременно Кинг распорядился, что корабли могут самостоятельно отходить на юг, если их командиры сочтут это нужным.

Первые потери британского флота

Уже возвращаясь к основным силам, в 15:27 крейсер HMS Gloucester получил две бомбы с пикирующих бомбардировщиков 2-й штурмовой эскадры: одна вывела из строя второе котельное отделение, вторая уничтожила кормовой директор управления зенитным огнём и снесла грот-мачту.

На корабле погас свет. За следующую четверть часа в крейсер попало ещё около пяти бомб, он потерял ход, повалился на борт и начал медленно погружаться в воду. Окончательно корабль затонул лишь через полтора часа, но последний приказ Кинга сыграл роковую роль: шедший с HMS Gloucester крейсер HMS Fiji не остановился для спасения его экипажа, а лишь сбросил на воду спасательные плотики.

Около 16:00 к соединению Кинга прибыло подкрепление — 5-я флотилия эсминцев кэптена Льюиса Маунтбеттена, пришедшая с Мальты. Появление пяти новых эсминцев усилило зенитное прикрытие эскадры, вдобавок лорд Маунтбеттен действовал наиболее осмысленно — его корабли уничтожили ещё два небольших судна, пытавшихся дойти до Крита, а HMS Kelly и HMS Kashmir даже успели обстрелять немецкие позиции у Малеме.

Увы, это была единственная поддержка британских войск с моря за три дня боёв.
Тем временем атаки с воздуха продолжались. Долгое время немцам не удавалось добиться новых успехов, и лишь в 16:45 линкор HMS Warspite получил ещё две бомбы с горизонтального бомбардировщика Ju.

88 (впрочем, не причинивших кораблю существенного ущерба). В 18:30 Кинг наконец отдал приказ отходить на юг, и тут начались неприятности. Спустя 15 минут догонявший основные силы крейсер HMS Fiji был поражён единственной 250-кг бомбой, сброшенной одиночным истребителем Me.

109 из состава 1-й группы 2-й учебной эскадры. Бомба легла у борта корабля в районе миделя, прошла наискосок под корпусом корабля и взорвалась, разворотив днище. Сразу же было затоплено одно из котельных отделений, скорость упала до 17 узлов, корабль сильно накренился на левый борт.

В таком положении через полчаса HMS Fiji был настигнут одиночным бомбардировщиком Ju.88 лейтенанта Герарда Бреннера из 2-й эскадрильи 1-й учебной эскадры. В 19:15 Бреннер сбросил с минимальной высоты три 250-кг бомбы. Все они попали в район первого котельного отделения, HMS Fiji потерял ход, а через час перевернулся и пошёл ко дну.

Последняя попытка британского флота переломить ход сражения

Утром 24 мая Каннигем решил возобновить присутствие британского флота в водах вокруг Крита. Он направил сюда несколько кораблей, которые должны были прибыть к острову затемно и покинуть опасные воды ещё до рассвета 25 мая. В первую группу кораблей входили эсминцы HMS Celis, HMS Hero и HMS Nizam, которые должны были высадить 2-й батальон войск специального назначения в Селинос Кастелли на юго-западном побережье Крита.

Той же ночью (с 24 на 25 мая) лёгкие крейсера HMS Ajax и HMS Dido в сопровождении двух эсминцев вошли в пролив Касо восточнее Крита. Они должны были отразить высадку итальянского десанта в бухте Сития, а затем пройти вдоль северного берега острова и обстрелять аэродром Малеме.

Однако итальянцев обнаружить не удалось, а к Малеме отряд не пошёл, не желая задерживаться в опасных водах до рассвета.
В 18:15 Каннингем сообщил в Лондон, что флот больше не может действовать возле Крита днём — фактически это стало признанием поражения на море.

К этому моменту ситуация изменилась коренным образом — немцы твёрдо удерживали аэродром Малеме, и по «воздушному мосту» на Крит сплошным потоком шли подкрепления, снаряжение и боеприпасы. У британского флота оставалась единственная возможность нанести ущерб снабжению противника — регулярные и масштабные обстрелы аэродрома Малеме.

Последующий опыт боёв на Тихом океане показал, что такие меры весьма эффективны — даже если они не наносят прямого ущерба личному составу и технике, то выводят из строя взлётные полосы. А ведь у немцев отсутствовала и техника, и рабочие руки для быстрого засыпания воронок.

Увы, опыт Гуадалканала был ещё впереди, и этой возможности Каннингем не увидел. В донесении Адмиралтейству от 26 мая он сообщал, что операции кораблей в Эгейском море следовало прекратить не из-за страха потерь, а по причине их полной бессмысленности.

Британский флот проиграл воздушно-морское сражение 22 — 24 мая и был вынужден отступить. Снабжение Крита и доставка подкреплений по морю прекратились — следующим этапом сражения стала эвакуация британских войск.

Потери британских вмс во время вторжения на крит

Типы кораблей Потоплены Повреждены
Линкоры 3 (HMS Warspite,HMS Barham,HMS Valiant)
Авианосцы 1 (HMS Formidable)
Крейсера 3 (HMS Gloucester , HMS Fiji, HMS Calcutta) 6 (HMS Ajax, HMS Carlisle, HMS Naiad, HMS Dido, HMS Orion, HMAS Perth)
Эсминцы 6 (HMS Juno, HMS Kelly, HMS Greyhound, HMS Kashmir, HMS Hereward, HMS Imperial) 7 (HMS Nubian, HMS Kingston, HMS Havock, HMS Hotspur, HMS Napier, HMS Kelvin, HMS Kandahar)
Вспомогательные суда 10
Всего 19 17

Немцы потеряли около 6000 человек из 22 000 участвовавших в операции.

Люфтваффе потеряло 147 самолётов сбитыми и 73 в результате аварий (в основном транспортные).

Силы союзников

30 апреля 1941 года генерал-майор новозеландской армии Бернард Фрейберг был назначен командующим силами союзников на Крите.

Численность греческих войск составляла около 9 тыс. чел. В их состав входили эвакуированные с материка 12-я и 20-я дивизии, 3 батальона 5-й (Критской) дивизии, батальон критской жандармерии, гарнизон Ираклиона (численностью до батальона) и прочие разрозненные части.

Британские войска на Крите состояли из гарнизона острова (14 тыс. чел.) и эвакуированных из Греции частей британской армии, насчитывающих до 15 тыс. чел. В эвакуированных войсках отсутствовала значительная часть тяжёлого вооружения, оставленного при отступлении.

Командующий британским Средиземноморским флотом адмирал сэр Эндрю Каннингем разделил свои силы на две части, действовавшие к востоку и к западу от острова.

Соединение А (два линкораHMS Queen Elizabeth и HMS Barham) под командованием вице-адмирала Придхэм-Уиппела патрулировало воды юго-западнее Крита. Уходя в Александрию для заправки топливом, оно должно было сменяться аналогичным соединением А1 вице-адмирала Роулингса (HMS Warspite и HMS Valiant).

Соединение B кэптена Раули (крейсера HMS Gloucester и HMS Fiji) в ожидании подхода итальянской эскадры вело разведку на северо-запад от Крита у мыса Матапан.

Роль манёвренных сил выполняло соединение D контр-адмирала Гленни, прикрывавшее северное побережье Крита к западу от Ретимнона.

Вторую, меньшую часть сил составляло соединение C, действовавшее в проливе Касо к востоку от Крита.
Несколько позже его усилили 14-й флотилией эсминцев, обозначавшейся как соединение E.
Кроме того, в бухте Суда постоянно базировалось соединение торпедных катеров, периодически сюда заходили и другие боевые корабли.

В первые дни операции британский флот не имел воздушного прикрытия: 19 мая с Крита были выведены последние 7 истребителей, а HMS Formidable, единственный авианосец Каннингема, находился в Александрии. Поэтому днём британским кораблям предписывалось отходить южнее острова во избежание воздушных атак немцев — таким образом, эффективность патрулирования заметно снижалась.

Топ советов по отдыху на крите

  • Позаботьтесь об аренде автомобиля еще до поездки (особенно, если вы будете жить в туристическом центре), чтобы сэкономить деньги. Аренда автомобиля на Крите (хорошие цены);
  • Берите машину на «ручке». На острове очень немного автомобилей с автоматической коробкой передач и, как правило, стоят они практически в два раза дороже, это обусловлено перепадами высот на дорогах;
  • Перед тем, как заберете автомобиль, проверяйте уровень топлива, запишите, а лучше, сфотографируйте на телефон;
  • Когда берете автомобиль, уточните у прокатчика наличие бесплатного аудиогида – так помимо приятное поездки, вы получите и увлекательную аудио информацию. Также можете спросить о маршрутах поездки на автомобиле, которые советует прокатчик – не пренебрегайте им! В агентствах работают местные жители с отличным знанием острова, их советы бывают очень полезны;
  • Если вы турист без машины, спокойно путешествуйте на автобусах! Они ходят по всему острову и расписание позволяет посмотреть многие достопримечательности;
  • Тщательно выбирайте место вашего проживания, в зависимости от того, что вы хотите посетить;
  • Не пытайтесь посмотреть все достопримечательности острова за одну поездку (только если вы не приехали на месяц). Расстояния довольно большие и дорога от одного конца острова до другого может занять целый день;
  • Закуски, такие как хлеб, оливки и прочее ставятся на стол, когда вы садитесь в ресторане, но не всегда это бесплатно. Уточняйте это у официанта, во избежание недоразумений;
  • Оставить чаевые в кафе или ресторане – знак хорошего тона. Размер вы определяете самостоятельно, 10% от чека – стандартный размер;
  • Водопроводная вода подходит для питья, но не всем нравится ее вкус;
  • Если вырешили искупаться на каменистом пляже – обязательно одевайте специальные тапочки для купания. На камнях части сидят морские ежи, которые не всегда можно заметить, а последствия от встречи с этим морским обитателем не самые приятные;
  • Лучшее, что вы можете привезти с Крита – это потрясающее местное вино (1 литр домашнего вина от 5-6 евро, бутылка хорошего местного марочного – от 10 евро), оливки (берите в вакуумной упаковке со специями – хороший подарок для друзей и родных), оливкое масло (лучше всего берите в жестянных банках: платиск и стекло могут лопнуть или разбиться при перевозке; чем меньше кислотность у масла – тем более высокого оно качества; стоимость варьируется от производителя и объема, но в среднем 1 литр стоит 10 евро) и косметика.

https://www.youtube.com/watch?v=Elly0bBQl4A

Остров Спиналонга – расположенный напротив деревень Плака и Элунда в восточной части Крита, бывшая турецкая крепость, а в XX веке здесь находился лепрозорий

Южный берег

Ущелья

Крит весь усыпан ущельями. Самое известное и туристическое — Самарья (Samaria). Экскурсии сюда продаются буквально на каждом шагу, наряду с экскурсиями к Кносскому дворцу и пещеру Зевса. Если опыта пешего туризма у вас нет, а ущелье посмотреть хочется, можете воспользоваться организованным туром. На автобусе вас доставят в его самую северную точку, и вы отправитесь на юг, в сторону моря, где через 18 километров пути вас будет ждать катер. Обратите внимание: это поход на весь день под солнцем, даже если вы идете с организованной группой, поэтому обувь, головной убор и вода обязательны. И не забывайте, в поход идти надо за наслаждением природой.

Вы также можете организовать этот поход и самостоятельно, главное, имейте в виду, что на путь туда и обратно одного дня не хватит, а ночевать в ущелье запрещено. Однако на южном берегу, в поселке Айя-Румели (Agia Roumeli), можно забронировать отель, переночевать там и отправиться в обратный путь с новыми силами.

Поскольку Самарийское ущелье самое популярное на острове, готовьтесь к тому, что путь по нему вы проделаете буквально в толпе людей. Несколько более безлюдно здесь бывает весной и осенью, но тогда же в регионе часто идут дожди, а в дождь ущелье закрывают для посещения.

Любителям менее раскрученных маршрутов можно порекомендовать, например, ущелье Имброс (Imbros) или ущелье Святой Ирины (Agia Irini). Путь по ним короче (7 и 8 километров соответственно), а туристов в разы меньше.

Если ходить по дну ущелья вам неинтересно, но открывающиеся виды дикой природы манят, рекомендуем проехать на автомобиле с севера на юг, от трассы Е75 (съезд примерно посередине, между Ханьей и Ретимноном) к поселку Хора-Сфакион (Chora Sfakion). Красивая дорога идет по краю ущелья, а где-то в середине пути, на самом краю обрыва, расположен уютный ресторанчик. Там можно насладиться видом на ущелье внизу и подкрепиться пирогами.

Айя-галини (agia galini)

Самый известный курорт южного побережья Крита, Айя-Галини, имеет очень выгодное расположение: в нескольких километрах находится пляж Матала, а также руины Фестоса и Гортины. Из Айя-Галини ведет прямая дорога к Ретимнону. Можно жить на юге, но легко посетить достопримечательности северной стороны. Да и само место стоит того, чтобы здесь остановиться. Красивая гавань и порт, живописные узкие улочки, взбирающиеся от моря в гору, заставленные столиками множества кафе. Пляж здесь галечный (как почти везде на Крите), зато купальный сезон — самый длинный на всем Средиземноморье. Так что если вы планируете осенний отпуск на Крите, то Айя-Галини будет самым удачным выбором.

Где жить?

На территории Крита вы найдете отель на любой вкус и предпочтения. Редакция PRTBRT выбрала три варианта, в которых провести свой отпуск будет особенно приятно.

Minos Beach Art Hotel – арт-отель, расположенный в живописной части Айос-Николаоса. Территория небольшого полуострова, утопающего в зелени, застроена домиками-бунгало в греческом стиле. К услугам гостей cпа, бассейн, различные спортивные площадки и инвентарь, пляж с баром, арт-галлерея под открытом небом и несколько отличных ресторанов. Один из них, La Bouillabaisse Gourmet Restaurant, отмечен серьезными гастрономическими наградами.

Minos Palace – большой отель в заливе Мирабелло, недалеко от города Агиос-Николаос. Примечательной особенностью гостиницы является огромный бассейн и отличный пляж в тихой бухте, где никогда не бывает огромных волн. Помимо этого, к услугам гостей так же cпа, спортивные площадки, водный спорт, рестораны и бар.

Candia Park Village — cемейный курортный отель, оформленный в стиле критской деревни. Отличный вариант для тех, кто путешествует с детьми или большой компанией. Отель предлагает широкий выбор разлвечений: от тенниса до виндсерфинга и дайвинга. На территории отеля несколько бассейнов, два пляжа (галечный и песочный), рестораны, бары и детские площадки. Правда соблюдайте сторожность — с таким спектром развлечений можно ни разу не выйти за пределы гостиницы!

На Санторини ежедневно отправляется несколько паромов из порта Ираклиона. Билеты стоит купить и оплатить заранее на одном из сайтов или за несколько дней до поездки в кассе порта. Например, здесь:
ktelherlas.gr
letsferry.gr
anek.gr
paleologos.gr

В этом случае необходимо приехать в порт пораньше, чтобы забрать свои билеты в специальном пункте выдачи.
Паром прибывает на Санторини примерно в 10:30. Вместе с вами на этом же пароме на остров едут туристические группы, поэтому главная цель — избежать столкновения с ними.
Вот стандартный маршрут однодневных туристических групп: прибытие в порт Санторини — Ия — Фиростефани — Фира — пляж Перисса — трансфер в порт, паром.
А вот один из множества альтернативных маршрутов, который позволит избежать этой сумасшедшей толпы. Маршрут рассчитан на два дня с одной ночевкой.
1 день: прибытие в порт — Фира ( Фиростефани) — Ия, заселение в отель — пляж (кроме Периссы) — закат в Ие.
2 день: Ия утренняя — пляж (любой на ваш вкус, кроме Периссы) — порт.
Таких маршрутов может быть бесконечное множество, в зависимости от целей посещения: пляжи, города или вулканы. Главное — помнить, где в этот момент находятся туристические группы, и подстраивать свой маршрут.

Пара слов о транспорте на санторини

Машину на острове парковать неудобно, поэтому лучше взять в аренду мопед или небольшой квадроцикл. Он развивает скорость до 70 км/ч — этого вполне достаточно, чтобы комфортно передвигаться между населенными пунктами и по ним.
Прокатные конторы есть и в порту, правда, их тут маловато. Если хотите иметь возможность выбора и торга, садитесь в порту на рейсовый автобус до Фиры и уже там ищите средство передвижения.

Оцените статью
Хендай Крета Клуб
Добавить комментарий